Методическая копилка

  Тема: Города России
Цели: Метапредметные: строить понятные для партнера высказывания;задавать
вопросы;
Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности; представление
о причинах успеха в учебе;
Предметные:
– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
– понимать различия между источниками информации об
окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным
(рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при
сотрудничестве с учителем,одноклассниками– определять условия, необходимые
для жизни на Земле (свет, тепло, воздух, вода);
-условия, необходимые для жизни животных, использовать приобретенные знания для
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе, -
использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов.
Оборудование: физическая карта, буквы из названия городов, контурная карта, клей,
информационный лист-таблица, презентация. Викторина на листочках, карточки с
цветами на карте, обозначениями города, болота и т.д.. , таблица с латинскими буквами,
информация о городах.
1. Организационный момент урока.
Психологический настрой учащихся:
С добрым утром!
С ясным днем!
Мы с весёлой улыбкой,
Урок свой начнем!
- Поделитесь друг с другом доброй улыбкой., поделитесь своей улыбкой с
гостями.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, кто из вас любит путешествовать?
- Велика и прекрасна наша страна Россия. Наша страна как вы уже знаете,
занимает огромную территорию. Сегодня мы совершим необычное
путешествие по родной стране, не выходя из класса.
- А помогут нам в этом ваше воображение, знания…
- И еще кое - что, вы узнаете из загадки:
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды.

- Правильно, это карта. А что такое карта? (Карта - это уменьшенное
изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных
знаков).
(вывешивается физическая карта России).
3. Работа над темой урока.
- Для того, чтобы использовать карту в своём путешествии, надо её
повторить.
- Перечислите названия основных сторон горизонта: ( север, юг, запад,
восток).
- Покажите где расположен север?
- Где юг?
- А запад?
- Восток?
3.2. работа с карточками (на рабочих местах).
-Ребята, каким цветом на карте обозначаются моря?
(дети показывают карточки голубого цвета)
- Равнины?
- Почему же равнины обозначаются разными цветами? (На равнине есть
низкие места – низменности и более высокие места – возвышенности.)
- Низменности обозначаются каким цветом?-(зелёным).
- Возвышенности? – (жёлтым).
-Как обозначаются на карте крупные города, мелкие города, болота,
граница?
Работа по теме:
Перед вами карта России. Как вы думаете о каком государстве мы будем
говорить?
-Чтобы точно определить тему урока, вам нужно выполнить задание под
номером один.
-Выпишите только русские буквы сначала в верхней строке, потом в
нижней.
Г R Y O W G L F P J Z O Д L A W F
V Y P L O S C Y C R И D F И F Z J

Итак, назовите тему урока?
-Тема урока: Города России.
Сегодня мы совершим с вами путешествие по городам России, городов в
России очень много: маленьких и больших. Сегодня на уроке мы
познакомимся с 5 российскими городами. У каждого города есть свои места,
которые делают это город известным и знаменитым. Вы поделитесь своими
знаниями, и в конце урока каждый из вас будет хорошо знаком с 5

российскими городами. Слушайте внимательно своих товарищей. После
выступления группы записывайте в свой маршрутный лист название города и
его главную достопримечательность., народные промыслы. В конце урока мы
с вами создадим небольшой информационный журнал по изученным
городам.
-Перед тем как начнем говорить о городах, давайте с вами назовем столицу
нашего государства?
-Символы государства?
- Кто является президентом России?
-- Что означают цвета на российском флаге?
(Белый – символ чистоты, синий – благородство, красный – символ
мужества и храбрости.)
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас с вами живем,
находились непроходимые лес, полные зверей и птиц. И только сильные и
смелые люди могли возвести на месте лесов города.
В нашей стране у каждого города есть свой герб, а у некоторых гимн.
Герб города может рассказать о прошлом, настоящем и будущем этого
города.

Задание №2
-Перед вами лежит конверт, откройте его и составьте из букв название
города, над которым вы сегодня будете трудиться.( Тула, Ростов, Ярославль,
Кострома, Волгоград)
Итак, над какими городами вы сегодня будете трудиться?
Задание №3
-Найдите этот город на физической карте, отметьте его на контурной карте.
Задание №4
- У вас на парте лежат информационные листы. Прочитайте информацию о
своем городе, выпишите в таблицу главное. Подготовьте рассказ для
товарищей.
Название
города

Эмблема Достопримечательности Народные
промыслы

Ростов.

Не путайте город Ростов с другим похожим городом – Ростов - на - Дону.
(Показать на карте). Город Ростов – это небольшой город в Ярославской
области. Несмотря на то, что это совсем маленький город, но слава о нем
известна по всей России.
Слайд 1 . Древний город Ростов называют Великим. Это один из
старейших городов России. Он был основан более тысячи лет назад.
Город расположен на берегу озера Неро.
Слайд 2. Герб города: На красном щите изображен серебряный олень с
золотыми копытами, рогами и гривой.
Слайд 3. Ростов славится своим Кремлем. Особенно красива его
Звонница.
Народные промыслы: Ростовская финифть.Ведь финифть - это эмаль, рожденная в
раскаленной печи, поделки из эмали: картины, тарелки, подносы.

Тула

Слайд 1 и 2 . Тула – крупный российский город. Находится недалеко от
Москвы. Изображение на гербе Тулы отражает оружейный характер
города. В красном поле серебряный ружейный ствол, положенный на
двух клинках. Вверху и внизу по одному золотому молоту
Слайд 3. Недалеко от города Тула находится усадьба «Ясная Поляна», в
которой жил и работал Лев Николаевич Толстой, великий русский
писатель.
Слайд 4. А в самой Туле с давних времен жили славные мастера
оружейники. Об этом можно узнать в Музее Оружия.
Народные промыслы: В Туле получают развитие производства самоваров,
пряников, гармоник, замочно-скобяных изделий.
Ярославль

Слайд 1. Ярославль - красивый старинный город. Он был основан в 11
веке князем Ярославом Мудрым. Отсюда и название города.
Слайд 2. Герб Ярославля представляет собой помещённого в золотом
щите черного восстающего медведя, держащего левой лапой на левом
плече серебряную секиру. Щит венчает ярославская княжеская шапка
Слайд 3. В Ярославле был открыт один из первых русских театров. Он
носит имя своего основателя Федора Волкова
Народные промыслы: сувениры, елочные украшения, колокольчики,
подсвечники, шкатулки, декоративные вазы, кашпо, предметы интерьера,
картины и барельефы из керамики.

Кострома

Слайд 1. Кострома – красивый русский город, расположен на двух берегах
реки Волги.
Слайд 2. Герб Костромы: В голубом поле на серебряной волне золотой
корабль, украшенный на носовой части орлиной головой,, с семью
гребцами, с вымпелом на корме, с парусом и флагом
Слайд 3.Кострома гордится своим Музеем Деревянного зодчества. Он
расположен под открытым небом. В нем можно увидеть старинные церкви
и дома
Кострома была всегда известна своим текстильным, иконописным, ювелирным и
лесным промыслами. Помимо этого некоторое время на Костромской земле
занимались мыловарением, кожевенным промыслом, солеварением, сапожным
мастерством, гончарным, кузнечным....

Волгоград (рассказ учителя)

Слайд 1. Крупный город, расположен в южной части России. Свое название
получил в честь великой русской реки Волги, на берегах которой он и
расположен.
Слайд 2. Герб Волгограда - представляет собой щит золотистого цвета,
разделённый на две половины лентой медали «За оборону Сталинграда».
Верхняя половина герба представлена в виде зубцов крепостной стены,
окрашенной в красный цвет. Дополняет ее медаль «Золотая Звезда. В
нижней половине герба изображены шестерня и сноп пшеницы
золотистого цвета. Голубой цвет по всему полю в этой части герба
символизирует Волгу.

Слайд 3. Главной достопримечательностью Волгограда является
Мамаев Курган, построенный в память о великом сражении Великой
Отечественной войны. Главный монумент - «Родина-мать». Этот комплекс
входит в число 7 чудес России.
-Дети по группам докладывают полученную информацию, которая
сопровождается слайдами на экране, записывают в таблицу новое.
Народные промыслы:
 изделия кружевные ручного плетения
 изделия плетеные из дерева
 изделия художественного вязания
 изделия из тканей с росписью
Задание№5
-Ребята, таблицу мы заполнили, город на карте отметили, а вот герб города
мы не приклеили. Предлагаю вам выбрать нужные герб вашего города и
наклеить на контурную карту возле названия города.
Задание №6
-Вот мы и познакомились с городами. Надеюсь, вы внимательно слушали
и сумели все правильно записать в свои маршрутные листы. Это может
помочь вам при выполнении следующих заданий:
1. Составьте названия городов из букв и запишите их.

- _______________

_________________________________
2. Соедините название города и его достопримечательность

Волгоград Ярославль Кострома

Какая картинка осталась лишняя и почему? ( Музей Оружия - город Тула)
а у Т л

о в с Р о т

6. Обобщение и систематизация знаний.
Ну что ж, я вижу теперь вы хорошо знаете эти города, и я предлагаю вам
посмотреть небольшой фильм. Вспомните еще раз все то, о чем мы
говорили на уроке, мысленно прогуляйтесь по улицам известных
российских городов. (Демонстрация видеоролика
«Достопримечательности городов России»)
7. Дом. задание. – подготовить сообщение о городах России
Рефлексия:
-Сегодня на уроке я узнал…
-Испытывал затруднения….
Меня заинтересовало задание…

 

Презентация Стойкий оловянный содатик


Тема урока: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цели урока:

а) Формировать способность к восприятию произведения: сопереживать героям, понимать авторский замысел, видеть динамику эмоций, воспроизводить прочитанное, размышлять над мотивами поступков, обстоятельствами героев, оценивать поступки героев.

б) Формировать умение анализировать прочитанное, развивать общие учебные умения, навыки и способы деятельности (компетенции) в познавательной деятельности, речевой, в работе с информацией, в организации деятельности.

в) Умение ставить цели, подбирать средства и способы получения результата, оценивать его, анализировать, рефлексировать.

г) Развивать интерес к чтению, желание и умение учиться.

д) Воспитывать волевые качества, эстетические чувства.

Ход урока.

1. Постановка проблемы.

- Литературное чтение – это особый урок в школьном расписании, потому что на этом уроке мы с вами изучаем не науку, а волшебное искусство – искусство слова. Хотите убедиться в этом? Тогда закройте глаза и постарайтесь мысленно представить в своём воображении то, о чём я стану сейчас вам рассказывать.

- Итак, представьте, что перед вами на столе лежит лимон. Он ещё не совсем спелый:  у него зеленовато-жёлтая корочка. Чувствуете, как он пахнет? А теперь мы с вами берём нож и разрезаем этот лимон на две половинки. На кончике ножа повисает капля мутного лимонного сока.  Вы берёте половинку в рот и начинаете жевать…

- Ну, как, удалось ли вам по-настоящему «накислиться»? Да? А был ли настоящий лимон? Нет! Было только его художественное описание, созданное словами. Вот она, волшебная сила воображения, вызванная искусством слова!

- Именно этому волшебному дару учимся мы на каждом уроке литературного чтения. Каждое художественное произведение,  которое мы с вами читаем, - это ничто иное, как диалог с автором. (Слайд 1)

2. Проверка домашнего задания.

 - Дома вы уже начали воображаемый диалог с автором, читая сказку Ганса Христиана Андерсена  «Стойкий оловянный солдатик». Какой вариант задания вы выбрали для себя и почему? (Слайд 2)

Учитель открывает слайд, на котором даны три  варианта домашнего задания, а затем предлагает детям поднятием руки указать свой вариант задания и объяснить свой выбор. После каждого задания  на доске фиксируется общее число выбравших каждую форму задания и предлагается желающим выступить с его выполнением.

Дети слушают выступающих одноклассников и отмечают самое удачное, самое интересное  в работе каждого из них, начиная следующими словами: «Спасибо, Петя, мне особенно понравилось, что ты сумел (как хорошо  тебе удалось)…

Учитель благодарит всех троих отвечающих и тоже отмечает то, что понравилось ему. Например, я хочу поблагодарить Федю за то, с каким вниманием он выполнял это задание,( как точно он подметил…; как выразительно он представил свою работу)

3. Постановка учебных задач урока.

-Перед вами три  портрета Г.Х.Андерсена, созданные художником Кокориным.  Каким предстаёт перед нами  этот  человек?  (Свободные высказывания детей) (Слайд 3)

                                                                                               

- Чтобы больше узнать о любом человеке, недостаточно лишь увидеть его. Лучше всего начать с ним разговаривать, не так ли? Для начала давайте все вместе зададим ему всего три вопроса. Посовещайтесь друг с другом и выберите один, на ваш взгляд, самый интересный и важный для вас вопрос, ответ на который великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен даст нам своей замечательной сказкой.

Дети в течение 1 минуты обсуждают возможные вопросы, а затем, подняв «домиком» руки, показывают всему классу, что они готовы задать один очень важный вопрос. Учитель быстро записывает этот вопрос сначала на своём листочке, а затем по ходу работы выносит все три вопроса на доску.

- А теперь давайте все вместе будем искать ответы  на наши вопросы  в тексте сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Учитель указывает ребятам тот фрагмент сказки, в котором, на его взгляд  или,  по мнению кого-либо из ребят, можно отыскать ответ. Ребята зачитывают этот фрагмент выразительно вслух, после чего пытаются извлечь из содержания прочитанного нужное содержание, т.е. ответ. Учитель благодарит каждого и тоже выполняет эту работу по каждому вопросу, но только после сказанного детьми, начиная такими словами «Как вы замечательно (точно, интересно) подметили, спасибо! Я тоже хочу поделиться с вами своим открытием: мне кажется (показалось), что автор этим эпизодом (этими словами)  хочет выразить(говорит нам, читателям)  следующее:….»

4. Физминутка.

- Игра  в солдатики - самая любимая игра  для  мальчиков всех времён и народов. Об этом можно судить не только по сказке Андерсена, но и по музыкальной пьесе П.И.Чайковского. Я предлагаю вам послушать «Марш деревянных содатиков» из «Детского альбома», представить, что эти солдатики оживают под звуки марша и начинают двигаться. Слушайте и показывайте, как это могло быть. (Слайд 4)

Звучит аудиозапись «Марша деревянных солдатиков»,  учитель вместе с детьми выполняет разные движения: ходьбу; движения, напоминающие игру в барабан; повороты в разные стороны; хлопки в ладоши и т.д.

5. Работа с книжной выставкой   «Сказка  Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

- Сегодня мы с вами говорим о волшебной силе литературы, о произведении, которое относится к жанру авторской сказки. Написана эта сказка более ста лет назад, но и наши дедушки и бабушки, и наши родители, и мы с вами можем познакомиться с ней. Как вы думаете, почему это возможно? (Свободные высказывания детей)

- Да, лучшие литературные произведения не только отечественной, но и зарубежной литературы доступны каждому из нас благодаря книгам. Давайте посмотрим на выставку книг, которая составлена нами.

- Что, по-вашему, отличает именно эту книжную выставку? ( Это выставка разных изданий одной и той же сказки)

- А теперь послушаем тех, кто представил свои книги на этой выставке. Они расскажут нам о своей  книге по следующему плану (план рассказа даётся на слайде 5)

   - Как называется эта книга?

   - Это книга-произведение или сборник?

   - Когда и где она была издана?

   - Где ты отыскал эту книгу?

   - Кто иллюстрировал это издание?

   - Какая иллюстрация к сказке «Стойкий оловянный солдатик» в этой книге тебе особенно нравится и почему?

Для  детей этот план дан на отдельных листочках.

    6. Художник-иллюстратор – это не только самый чуткий и внимательный читатель, но и соавтор, помогающий нам не проглядеть главное. Работа в группах.

- Я тоже приготовила для нашего диалога с Г.Х.Андерсеном несколько иллюстраций из разных изданий его замечательной сказки «Стойкий оловянный солдатик». Предлагаю вам, разделившись на группы, отыскать и прочитать не только текст того фрагмента сказки, который изображён художником-иллюстратором, но и постараться понять то, на что обращает наше внимание эта иллюстрация, какую мысль, какой урок этой сказки  подчёркивает соавтор-художник.

- Какой герой изображён на иллюстрации?

- Какие события ни ней изображены? И подтвердить высказывания словами сказки.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Дети, разделившись на четыре группы, получают по одной иллюстрации и в течение 3 минут коллективно выполняют задание. По истечении указанного времени каждая группа представляет свою работу всему классу, выбирая свой способ представления (чтение в лицах, «живую картину», коллективное чтение-декламацию и т.д.)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу ещё один урок литературного чтения. Чему учились мы на этом уроке? (Свободные высказывания детей, учитель дополняет ответы)

- Какой вид работы  на этом уроке вам показался самым интересным, что больше всего запомнилось? (Свободные высказывания детей).
8. Домашнее задание.
- Сегодня мы ещё раз убедились в том, что в  любом произведении, даже если его герои животные или игрушки, автор беседует с нами, читателями, о жизни, о людях, о том, что есть добро, а что есть зло, что такое красота души, в чём она проявляется.
Как и на предыдущем уроке, я предлагаю не один  вариант домашнего задания. Вы  должны выбрать один из них и представить свою работу на этом листочке письменно. (Слайд 6)
Вариант 1.
   - 2 апреля весь мир отмечает День детской книги. Как вы думаете, почему выбран именно этот день? Отыщите информацию об  этом празднике и приготовьте небольшой рассказ о нём
Вариант 2.
   - Представьте себе табакерку, за которой прятался солдатик. Нарисуйте, как она выглядела до того, как крышка открылась? И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?
Вариант 3.
   - Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?
Вариант 4.
- В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

9. Благодарю всех за работу. Желаю успешной и интересной работы дома. Не забудьте посоветоваться с кем-либо из взрослых.
Урок окончен.



 Урок литературного чтения. 4-й класс. Сто фантазий. В.Берестов "Честное

гусеничное"

ЦЕЛИ:
 Прочитать и обсудить сказку В. Берестова.
 Продолжить работу над умением прогнозировать и сравнивать прогноз и
действительность произведения.
 Развивать и воспитывать внимание, интерес, любовь и уважение к природе,
используя познавательный естествоведческий материал сказки.
 Учить, видеть и понимать окружающие вещи и события, отталкиваясь от детского
мировосприятия.
 Расширить кругозор учащихся и вызвать интерес к познанию окружающего мира.
 Продолжить работу над формированием правильной читательской деятельности.
 Воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного.
Оборудование: Учебник В.А.Лазарева « Литературное чтение »,
Портрет В. Берестова. (презентация), фильм «Чудеса природы» ., зеркальце, карандаши,
презентация


ХОД УРОКА
I. Организация класса.

Игра – приветствие «Здравствуйте»


2. Проверка домашнего задания

-Какое проиведение Ю.Мориц вы читали дома?
-Что в тексте необычного,а что похоже на обычную жизнь?
Чудо – это детство, это друзья, это умение понимать сердцем, а не умом)


3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим работу по теме нашего раздела
«Самое обыкновенное чудо». Как всегда на уроке  нас ждут чудеса, фантазии, творчество
и волшебство.


4. Работа с текстом до чтения.
- Кто сможет разгадать ребус, тот может сесть на своё место.

 яйцо – курица
         икринка – рыба
         гусеница - ?

- Название произведения узнаете, решив закономерность.
 Солдат – честное солдатское
          Мама – честное материнское
         Гусеница - ?

- Честное гусеничное. Написал эту сказку В. Берестов

- Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Добавьте подходящее по смыслу
слово. (Это слово)   -Кто так мог сказать? (Гусеница).
-А что еще  необычного, а может и сказочного и даже загадочного прячется в названии
сказки «Честное гусеничное»?
(Честное слово даёт гусеница, но ведь гусеница насекомое, а оно не может давать
честное слово. Только человек может дать честное слово.)
-А вы представьте, что гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем
читать? (Сказку).
-  Предположите, чем могла закончить клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…
– А теперь еще раз прочитайте название произведения. Можете ли вы по названию
определить героя этого произведения?
– О ком, а может быть, о чём пойдёт речь в сказке?
 Работа с иллюстрацией к сказке.
 – Ребята, вы видите перед сказкой иллюстрацию. Рассмотрите её и скажите, о чём она
рассказывает.
(О девочке, которая собирала цветы на лугу;…))
-Где же тут гусеница? (Превратилась в бабочку).
– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? (девочка, гусеница)

– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным
героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.
– Сейчас мы прочитаем эту сказку  и проверим ваши предположения.

Целеполагание.
- Итак, прежде,  чем начнём читать произведение, давайте определимся с целью нашего
прочтения, для чего мы читаем эту сказку? (попробуем понять о каком обыкновенном
чуде, рассказал нам автор этой сказки)


5 .работа с текстом.

Ребята, теперь прочитаем сказку по абзацам более внимательно и ответим на вопросы

и проверим предположения наши.



1 абзац.   Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли
росы, чтобы в неё не посмотреться.

– Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой,
любовалась собой, глядя в каплю росы)

2 абзац.- До чего ж я хороша! - радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая
свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две
золотые полоски. (Представили? Вам она кажется красивой?)- Жаль, что никто-никто
этого не замечает.

 – Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!»)
– А вы согласны с Гусеницей?
– Какой она была? Как её описывает автор?
– Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? (Да, О ней пишет ласковыми
словами: рожица, спинка, полоски.)
– Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась?


3 абзац.  Но однажды ей повезло. (В. Что же могло случиться однажды?  О. детей)По
лугу ходила девочка и собирала цветы. (П. Вот что случилось. Гусеница уверена, что
что теперь ее красоту заметит девочка)Гусеница взобралась на самый красивый
цветок и стала ждать. А девочка увидела её и сказала:
- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

– Автор говорит, что однажды Гусенице повезло. А в чём ей повезло? (Она встретила на
лугу девочку.)
– Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (Зачем она взобралась на
самый красивый цветок?)
– Удалось ли Гусенице это? (Да.)
– Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? (восхищения.)
– А что сказала девочка? (Какая гадость.)
– Согласны ли вы с девочкой?

4 абзац.- Ах так! - рассердилась Гусеница. - Тогда я даю честное гусеничное слово,
что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких
обстоятельствах больше меня не увидит!

– Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно
обиделась, что не оценили её красоту.)
– Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.)
– Ребята, вам жалко Гусеницу?
5 абзац. Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница.
Согласны ли вы с этими словами автора: «Дал слово – нужно его держать»?

6 абзац.- И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на
веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую
ниточку и стала ею обматываться.

– Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в
укромное место.)
– Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?

– Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его
отношение к Гусенице и вообще к природе? (Слова подобрал нежные: веточка, сучок,
ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)

7 абзац.  - Трудилась она долго и наконец сделала кокон.
Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. - Совершенно замоталась. В коконе было
тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.

– Что сделала Гусеница? (Кокон.)
– А кто из вас знает, что такое кокон? (Кокон – это оболочка, в которой гусеница
превращается в куколку. Рисунок кокона.)
– Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)
– «Совершенно замоталась» – объясните, как вы понимаете это слово.
– Когда мы так говорим? (Сильно устали. Нитками замотались)
– Что сделала Гусеница в коконе? (Уснула)

8 абзац.- Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина.(Вы догадались, что
происходит с гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась,
тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не
вниз, а вверх. (В. Почему она так странно падает? О. детей)

– Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.)
– Что она стала делать? (Тереться о стенки кокона.)
– Гусеница полетела вниз?
– Что было странного в её падении? (Падала вверх, не вниз.)

9 абзац. - И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. "Какой
ужас! - подумала Гусеница. - Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все
узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит,
и не сдержала его. Позор!" И Гусеница упала в траву.

– Кого увидела Гусеница на том же самом лугу?

– Что привело в ужас Гусеницу?
– О чём она подумала? (Пусть я некрасива, это не моя вина, но теперь все подумают,
что я ещё и обманщица.)
– Что случилось с Гусеницей? (Она упала в траву.)

10 абзац.
А девочка увидела её и сказала:
- Какая красивая!


– Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом
лугу? (Какая красивая!)

11 абзац. - Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. - Сегодня они говорят одно, а
завтра- совсем другое.
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней - незнакомое
лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и
увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.

– Какой увидела себя Гусеница в капле росы? (Она увидела незнакомое лицо с длинными
усами и большие разноцветные крылья на спинке.)

12 абзац.- Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое
обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает. (Проверяем)

– Что же произошло с Гусеницей? – Как она сама об этом говорит? (Со мной произошло
чудо. Я стала бабочкой.)

13 абзац. - И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного
слова, что её никто не увидит, она не давала.

– Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она
не нарушила честного гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова,
что её никто не увидит, она не давала.)



6. Работа с текстом после чтения.

 – Ребята, мы прочитали сказку, ответили на вопросы. В чём совпали ваши
предположения?
– А вы поняли, о каком обыкновенном чуде так необычно рассказал нам автор этой
сказки? (Да. Бабочка появляется из Гусеницы. Гусеница, прежде чем стать бабочкой
некоторое время проводит в коконе, а потом превращается в красивую Бабочку.)

Показ фильма «Чудесное превращение»

- Прочитайте самые последние слова Бабочки. Что она называет «самым обыкновенным
чудом?»
 -Да, как много чудес в природе! Надо быть внимательным, чтобы они тебе открывались.
Сказка В.Берестова напоминает по идее сказку Г.Х.Андерсена. Какую? Чем? (Гадкий
утенок)
- Да, ребята, многие сказки, которые вы читаете (и в нашем учебнике) – о красоте.
-Как вы думаете, почему многие писатели стараются увидеть красоту в окружающем
мире, в людях и помочь нам её увидеть тоже?
-Для чего нужна красота? Что она может?
-Назовите, что в окружающем вас мире кажется вам красивым?

-Ребята, во что смотрелась гусеница, бабочка, чтобы полюбоваться своей красотой? (В
каплю росы).
-Что она видела в капле росы? (Своё отражение).
-Как бы нам увидеть своё отражение?
-Возьмите своё зеркальце и посмотрите в него… Что вы видите в нём? Нравится ли вам
то, что вы видите? –
О какой красоте идёт речь, если мы смотримся в зеркало?(о внешней)
- Какая красота есть ещё у человека? (внутренняя )Как её можно увидеть? Где они
хранятся? Очень важно видеть в себе красоту. Как можно чаще показывать ценности
своего сердца.

Вывод:«Красота спасёт мир» - да! Но необходимо научиться видеть её в окружающем
мире, в людях, в самих себе и как можно чаще показывать ценности своего сердца. И
тогда не только не растеряешь добра и теплоты, но ещё и приобретёшь во сто раз больше!

Пословица; СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!

-Сделайте вывод, какому человеку открывается красота и чудеса природы.

- Права ли Гусеница? (Дал слово - держи; говоря о людях и т.п.) Почему вы так думаете?
- Если человек «стал другим», может ли он отказаться от честного слова? Почему?
- Учит ли эта сказка держать свое слово или нет? (учит).
- Кто из вас давал честное слово и не сдержал его? Почему?

Работа проводится в группах. Каждая группа получает задание.
Группы:
1. Языковеды.
 Работа с однокоренными словами
 Работа с пословицами
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Хорошее слово всегда к месту.
Око видит далеко, а мысль ещё дальше.
2. Читатели.
 Составляет план сказки
3. Герои.
 Дописывают недостающие ключевые слова
4. Художники.
 Загадка для слабых
Расту червячком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу, но снова весной
Я вдруг оживаю, свой дом покидаю.
-Кто это? (Гусеница, куколка, бабочка)
 Сейчас давайте нарисуем сперва гусеницу, а потом красивую бабочку и сравним,
какой рисунок вам больше всего нравится.  (Дети рисуют и делают вывод, что
бабочка красивее гусеницы)
5. Историки.
 Восстанови план развития событий. Расставь цифры в нужном порядке. Цифра 1
указывает начало истории.
      ____Гусеница обидилась.
            1   Первая встреча Гусеницы с девочкой.
           ___Превращение в бабочку.
           ___Сон в коконе.
           ___ Вторая встреча Гусеницы с девочкой.
          ____Обыкновенное чудо.

Вывод о проделанной работе
– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки?
(Самое обыкновенное чудо, . «Дал слово – нужно его держать»)

Рассказ учителя о писателе (презентация)
- Глядя на его фотографию, и зная его произведения, что можно сказать о характере этого
человека? Какой он? (добрый, весёлый, внимательный, очень любит природу и людей,
понимает детей и пишет для них так, чтобы интересно было читать его произведения)
- Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки В. Берестова?


7. Итог урока (работа с ромашкой)

 В.Д.Берестов  «Честное гусеничное»- выбери правильный ответ



          О чём рассказывается в этом
произведении?
1) о встрече Гусеницы с девочкой
2) о превращении Гусеницы в Бабочку
3) о сне Гусеницы
4) о радости Бабочки

Как Гусеница вылезла из кокона?
1)  прогрызла отверстие
2)  разломила стенки
3)  потёрлась спиной
4)  выдавила донышко

.         Где произошла встреча девочки с
Гусеницей?
1) в лесу
2) на реке
 3) на лугу
4) на тропинке

       . «Дал слово – нужно его держать». Что
это?
1)  загадка
2)  потешка
3) пословица
4) считалка

Когда произошла первая встреча Гусеницы и
девочки?
1)  зимой
2)  летом
3)  осенью
4)  весной

                Что беспокоило Гусеницу, когда
она превратилась в бабочку?
1) что она не может ползать
2)  что она не сдержала честного слова
3) что она летает
4)  что она снова встретила девочку

        Чему радовалась гусеница?
1) прекрасной погоде
2) своей красоте
3)  красивому цветку


        Какой точный факт описан в
произведении?
1) Гусеница очень красивая.
2) Гусеница встретилась с девочкой.
3) Гусеница превратилась в Бабочку.
4) Гусеница дала честное слово.

        Почему Гусеница замоталась в кокон?
1) ей стало холодно
2) она спряталась ото всех
3)  она дала честное гусеничное слово
4)  она обиделась

       Главная мысль сказки.
1) Нужно обязательно держать свое честное
слово
2) Человек не сразу может разглядеть
красоту человека
3) Природа способна творить чудеса




8. Рефлексия.

Самооценка.
Приклейте свой кружок, нарисовав на нем свое настроение от урока под бабочкой или
гусеницей (которые раскрашивали ребята в группах. Кому кто понравился?). По желанию
несколько ребят объясняют свой выбор и проводят самооценку своей деятельности на
уроке.


-А почему понравилась бабочка? (Бабочка красивая. У нее разноцветные крылья…..)
-На кого вы хотите быть похожими?
-Почему вы не хотите быть бабочками? (Мы не хотим летать…..)


9. Домашнее задание. (на выбор)

 Дома ещё раз перечитаете сказку и нарисуете «портреты» героини к каждой части,
подписать их словами текста. Постарайтесь точно передать содержание отрывка в
рисунке.
 пересказ
Дополнительно: Важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения
отношений с другими людьми? Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут
пригодиться?

Комментариев нет:

Отправить комментарий